Концепция || Театр Школьная классика
Театр Школьная классика
Москва Санкт-Петербург
Групповая заявка
+7 (495) 231-40-50
+7 (812) 339-22-50

Концепция

Всероссийский Театральный Фестиваль «Школьная классика»


(ВТФ «Школьная классика») ежегодно с 2014 года представляет в Москве и Московской области, а с 2022 года – и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области более ста (на сегодняшний день) спектаклей за сезон осени и весны, поставленных по классическим произведениям школьной программы по литературе ежегодно.
Основная целевая аудитория фестиваля – школьники и педагоги.


Проблема, которую решает фестиваль:

  Существуют, на наш взгляд, три главных причины для часто диаметрально противоположных мнений зрителей о том или ином режиссёрском решении по введению неожиданных мизансцен в спектакль по классическому произведению.

Противоположность этих мнений в зале демонстрирует в миниатюре неоднозначность понимания, что есть хорошо, что - плохо и что красиво, а что безобразно в современном обществе в целом:

- нет общего понимания ДОБРА и ЗЛА: отсутствие единого понимания категории духовности, следовательно – размывание нравственных ориентиров, которые и образуют направляющий стержень личности;

 - отсутствие единого понимания критериев отнесения к классической традиции постановки сцен и режиссёрских решений: от «приемлемых» для восприятия школьной аудиторией до абсолютно «неприемлемых»;

- в хаосе картин мира, в отсутствии единого мировосприятия в среде тысяч российских зрителей, где на разный образовательный уровень, разное социальное положение, также

- на разное отношение к мировой ситуации и ситуации в стране накладывается печальная тенденция пустоты. Пустота (смысловых безобразий или бессмысленных образов) - последствие и реальность влияния «не читающих поколений» на уровень культуры общества в целом и на наличие собственной позиции.

  Грань между тем, что называется цинизмом и тем, что именуется снобизмом, сегодня крайне размыта в обществе. По этой причине «соприкоснуться с душой» подростка (остро воспринимающего всё, категоричного по определению) - высший пилотаж, как для учителя, так и для родителя, тем более - для актёра. Это уровень, достичь которого сегодня удаётся крайне редко, ведь апеллировать к общим идеалам в отсутствии единой идеологии – почти донкихотство, а напрямую обращаться к религиозным чувствам публики, не будучи религиозными служителями, безнравственно и неправильно. Таким образом, Позиция команды Фестиваля выражена в концепции.



Концепция Всероссийского Театрального Фестиваля Школьная классика


Чтобы договориться об общих понятиях и ценностях, у людей остаётся только язык настоящего – образцового искусства, где почву массовых театральных зрелищ мы засеваем образами национальной литературной классики. При этом, мы понимаем безусловную ценность спектакля – как отдельного творческого результата, создаваемого большим коллективом людей, служащих в театре на основе материала классика или по его мотивам.

Формирование репертуара нашего фестиваля – дело нелёгкое и очень ответственное, ведь спектакль должен быть и воспитывающим, и понятным, и современным.

Ещё в 2016 году автор, вдохновитель и продюсер фестиваля «Школьная классика» Денис Новосельцев сказал в одном из интервью: «При просмотре спектакля ключевыми для нас являются следующие условия: полное соответствие авторскому тексту, в плане творческой составляющей (в том числе режиссуры) отсутствие осовременивания мизансцен, введения модных деталей, не соответствующих замыслу автора, эпохе и т.д. В настоящее время чрезвычайно популярны попытки слишком «по-современному» обыгрывать взаимоотношения мужчин и женщин (в том числе телесные), этого тоже не должно быть. Одним словом, мы за классический театр!».

Команда Фестиваля, созданная в сентябре 2023 года в рамках программы развития предлагает пути совместного решения выше описанных проблем на почве культурного просветительства в поле пересечения сфер культуры и образования.

Цель:

Создание средствами искусства площадки формирования главного личностного результата школьника – его самоидентификации (духовно-нравственного стержня личности, фундамента её гражданственности и патриотизма) и культурно-педагогическое сопровождение процессов самоопределения юного зрителя на стадии формирования его профессиональных намерений.

Задачи:

1. Формировать репертуар спектаклей сезонов Фестиваля в системе их отбора из репертуаров региональных и столичных театров по критериям:

- соответствия возрастным особенностям восприятия зрителем постановки классического произведения, входящего в школьный курс литературы и

- сохранения в сценарии и постановке спектакля традиционной национальной духовно-нравственной и философской основы замысла классика и стиля этого литературного произведения.

2. Организовать культурно-образовательную деятельность в рамках Фестиваля по четырём основным проектным направлениям:

2.1. Встреча зрителей с актёрами и режиссёром - обсуждение спектакля

в ступенчатой модерации:

- духовно-нравственная позиция и поступки героев сюжета в литературном произведении классика;

- спектакль - как результат творчества мастеров театрального искусства, объединённых идеей художественного доведения до новых поколений национальных культурных кодов через их сценическое воплощение (оживление героев и сюжета классического литературного произведения, передача духа эпохи в стиле спектакля, преемствующем стиль классика);

- профессиональная работа над созданием спектакля: от сценариста, режиссёра и актёров до создателей эффектов восприятия: света, звука, декораций, костюмов, грима и др.;

- отражение замысла классика в спектакле – в сценарии, постановке и передаче – одушевлении образов героев актёрами и разделение участниками нравственного посыла замысла, его актуальность.


2.2. Конкурсная программа проводится на репертуарных и экспериментальных площадках Фестиваля (по номинациям) и по профильным направлениям: 




Сфера


Репертуарные площадки



Экспериментальные площадки

Профильные направления

Гуманитарно-художественное

Инженерно-технологическое



«Культура и искусство»


Конкурс юных театральных критиков и экспертов-искусствоведов в номинации «Формирование театрального репертуара «Школьной классики»



*Конкурс юных журналистов и театральных критиков репертуара профессиональных театров


«Культура и искусство: образование»


Конкурс юных актёров в номинации «актёр репертуара по произведениям «Школьной классики»



*Конкурс юных журналистов и театральных критиков репертуара детско-юношеских театральных студий учреждений дополнительного образования и школьных театров



«Культура и искусство. Наука»


Конкурс юных актёров в номинации «Актёр театра «Конструктивный образ будущего»




«Наука и искусство» 


*Конкурс юных журналистов и театральных критиков в номинации «Конструктивный образ будущего»




«Наука и культура» 


Конкурс юных инженеров в номинации «Конструктивный образ будущего»


*Все три профессиональные пробы журналистов включены в один конкурс – Приложение 1.-3. Положение о конкурсе юных журналистов, репортёров и съёмочных групп на репертуарной и экспериментальной площадках Всероссийского Театрального Фестиваля «Школьная классика». 

Коммуникационное, информационное и административное обеспечение в формате профессиональных проб на репертуарной площадке:

работа юных журналистов, репортёров и критиков;

работа волонтёров-администраторов.


Организовать на площадках обсуждения спектаклей пространство профессиональных проб: журналистов (репортёров, редакторов новостей постов в социальных сетях, блогеров, дикторов и др.), театральных критиков и администраторов театра; организовать работу экспериментального направления конкурсной программы для создания потенциала технологического суверенитета страны.


В перспективе - на базе региональных театров организовать пробы пера юных сценаристов, на базе издательств – пробы юных поэтов и т.д..

2.3. Организовать в рамках Фестиваля проект сопровождения сценариев победителей литературного марафона «Школьной классики» РДДМ в формате постановок спектаклей по этим сценариям репертуарными театрами Фестиваля в регионах.

2.4. Организовать в рамках Фестиваля проект сопровождения театральной и сценической деятельности педагогов школ профессиональными режиссёрами и театральными педагогами (педагогическая импровизация; форумы в социальных сетях; участие в тематических блоках совещаний и массовых мероприятий; развитие культурно-образовательного направления научно-педагогических сообществ и профессиональных педагогических СМИ).

2.5. Организовать в рамках Фестиваля проект «Читки» в направлениях привлечения юного зрителя к чтению классической литературы на площадках библиотек и литературных проб пера и декламации изданных стихов юными авторами на площадках издательств.

2.6. Организовать в рамках Фестиваля сопровождение процессов усвоения школьниками программ по литературе средствами театральной педагогики – проведение в рамках уроков или внеурочной деятельности ролевых игр по сюжетам классических произведений приглашёнными специалистами (театральными педагогами).

3. Социально-просветительская деятельность Фестиваля «Школьная классика»

3.1. Награждение школьников, достигших успехов в культурной проектной деятельности, в конкурсах и олимпиадах интеллектуально-развивающего спектра мероприятий билетами на лучшие спектакли сезона.

3.2. Приглашение бесплатно посетить спектакль педагогам, сопровождающим группы школьников от 20 человек.

3.3. Приглашение на спектакли сезона школьников и их родителей из семей участников СВО, из социально-незащищённых групп населения.