Концепция

Всероссийский Театральный Фестиваль «Школьная классика»

(ВТФ «Школьная классика») ежегодно с 2014 года представляет в Москве и Московской области, а с 2022 года — и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области более ста (на сегодняшний день) спектаклей за сезон осени и весны, поставленных по классическим произведениям школьной программы по литературе ежегодно. Основная целевая аудитория фестиваля — школьники и педагоги.

Проблема, которую решает фестиваль:

Существуют, на наш взгляд, три главных причины для часто диаметрально противоположных мнений зрителей о том или ином режиссёрском решении по введению неожиданных мизансцен в спектакль по классическому произведению.

Противоположность этих мнений в зале демонстрирует в миниатюре неоднозначность понимания, что есть хорошо, что — плохо и что красиво, а что безобразно в современном обществе в целом:

  • нет общего понимания ДОБРА и ЗЛА: отсутствие единого понимания категории духовности, следовательно — размывание нравственных ориентиров, которые и образуют направляющий стержень личности;

  • отсутствие единого понимания критериев отнесения к классической традиции постановки сцен и режиссёрских решений: от «приемлемых» для восприятия школьной аудиторией до абсолютно «неприемлемых»;

  • в хаосе картин мира, в отсутствии единого мировосприятия в среде тысяч российских зрителей, где на разный образовательный уровень, разное социальное положение, также

  • в хаосе картин мира, в отсутствии единого мировосприятия в среде тысяч российских зрителей, где на разный образовательный уровень, разное социальное положение, также

  • на разное отношение к мировой ситуации и ситуации в стране накладывается печальная тенденция пустоты. Пустота (смысловых безобразий или бессмысленных образов) — последствие и реальность влияния «не читающих поколений» на уровень культуры общества в целом и на наличие собственной позиции.

Грань между тем, что называется цинизмом и тем, что именуется снобизмом, сегодня крайне размыта в обществе. По этой причине «соприкоснуться с душой» подростка (остро воспринимающего всё, категоричного по определению) — высший пилотаж, как для учителя, так и для родителя, тем более — для актёра. Это уровень, достичь которого сегодня удаётся крайне редко, ведь апеллировать к общим идеалам в отсутствии единой идеологии — почти донкихотство, а напрямую обращаться к религиозным чувствам публики, не будучи религиозными служителями, безнравственно и неправильно. Таким образом, Позиция команды Фестиваля выражена в концепции.

Концепция Всероссийского Театрального Фестиваля Школьная классика

Чтобы договориться об общих понятиях и ценностях, у людей остаётся только язык настоящего — образцового искусства, где почву массовых театральных зрелищ мы засеваем образами национальной литературной классики. При этом, мы понимаем безусловную ценность спектакля — как отдельного творческого результата, создаваемого большим коллективом людей, служащих в театре на основе материала классика или по его мотивам.

Формирование репертуара нашего фестиваля — дело нелёгкое и очень ответственное, ведь спектакль должен быть и воспитывающим, и понятным, и современным.

Ещё в 2016 году автор, вдохновитель и продюсер фестиваля «Школьная классика» Денис Новосельцев сказал в одном из интервью: «При просмотре спектакля ключевыми для нас являются следующие условия: полное соответствие авторскому тексту, в плане творческой составляющей (в том числе режиссуры) отсутствие осовременивания мизансцен, введения модных деталей, не соответствующих замыслу автора, эпохе и т. д. В настоящее время чрезвычайно популярны попытки слишком „по-современному“ обыгрывать взаимоотношения мужчин и женщин (в том числе телесные), этого тоже не должно быть. Одним словом, мы за классический театр!».

Команда Фестиваля, созданная в сентябре 2023 года в рамках программы развития предлагает пути совместного решения выше описанных проблем на почве культурного просветительства в поле пересечения сфер культуры и образования.

Цель:

Создание средствами искусства площадки формирования главного личностного результата школьника — его самоидентификации (духовно-нравственного стержня личности, фундамента её гражданственности и патриотизма) и культурно-педагогическое сопровождение процессов самоопределения юного зрителя на стадии формирования его профессиональных намерений.

Задачи:

  1. Формировать репертуар спектаклей сезонов Фестиваля в системе их отбора из репертуаров региональных и столичных театров по критериям:

    • соответствия возрастным особенностям восприятия зрителем постановки классического произведения, входящего в школьный курс литературы и

    • сохранения в сценарии и постановке спектакля традиционной национальной духовно-нравственной и философской основы замысла классика и стиля этого литературного произведения.

  2. Организовать культурно-образовательную деятельность в рамках Фестиваля по четырём основным проектным направлениям:

    1. Встреча зрителей с актёрами и режиссёром — обсуждение спектакля


      в ступенчатой модерации:

      • духовно-нравственная позиция и поступки героев сюжета в литературном произведении классика;

      • спектакль — как результат творчества мастеров театрального искусства, объединённых идеей художественного доведения до новых поколений национальных культурных кодов через их сценическое воплощение (оживление героев и сюжета классического литературного произведения, передача духа эпохи в стиле спектакля, преемствующем стиль классика);

      • профессиональная работа над созданием спектакля: от сценариста, режиссёра и актёров до создателей эффектов восприятия: света, звука, декораций, костюмов, грима и др.;

      • отражение замысла классика в спектакле — в сценарии, постановке и передаче — одушевлении образов героев актёрами и разделение участниками нравственного посыла замысла, его актуальность.


    2. Конкурсная программа проводится на репертуарных и экспериментальных площадках Фестиваля (по номинациям) и по профильным направлениям:

      Сфера Репертуарные площадки Экспериментальные площадки
      Профильные направления
      Гуманитарно-художественное Инженерно-технологическое
      «Культура и искусство» Конкурс юных театральных критиков и экспертов-искусствоведов в номинации «Формирование театрального репертуара „Школьной классики“ *Конкурс юных журналистов и театральных критиков репертуара профессиональных театров
      „Культура и искусство: образование“ Конкурс юных актёров в номинации „актёр репертуара по произведениям „Школьной классики“ *Конкурс юных журналистов и театральных критиков репертуара детско-юношеских театральных студий учреждений дополнительного образования и школьных театров
      „Культура и искусство. Наука“ Конкурс юных актёров в номинации „Актёр театра „Конструктивный образ будущего“
      „Наука и искусство“ *Конкурс юных журналистов и театральных критиков в номинации „Конструктивный образ будущего“
      „Наука и искусство“ Конкурс юных инженеров в номинации „Конструктивный образ будущего“

      *Все три профессиональные пробы журналистов включены в один конкурс — Приложение 1.-3. Положение о конкурсе юных журналистов, репортёров и съёмочных групп на репертуарной и экспериментальной площадках Всероссийского Театрального Фестиваля «Школьная классика».


      Коммуникационное, информационное и административное обеспечение в формате профессиональных проб на репертуарной площадке:

      работа юных журналистов, репортёров и критиков;

      работа волонтёров-администраторов.








      Организовать на площадках обсуждения спектаклей пространство профессиональных проб: журналистов (репортёров, редакторов новостей постов в социальных сетях, блогеров, дикторов и др.), театральных критиков и администраторов театра; организовать работу экспериментального направления конкурсной программы для создания потенциала технологического суверенитета страны.







      В перспективе — на базе региональных театров организовать пробы пера юных сценаристов, на базе издательств — пробы юных поэтов и т. д.

    3. Организовать в рамках Фестиваля проект сопровождения сценариев победителей литературного марафона «Школьной классики» РДДМ в формате постановок спектаклей по этим сценариям репертуарными театрами Фестиваля в регионах.

    4. Организовать в рамках Фестиваля проект сопровождения театральной и сценической деятельности педагогов школ профессиональными режиссёрами и театральными педагогами (педагогическая импровизация; форумы в социальных сетях; участие в тематических блоках совещаний и массовых мероприятий; развитие культурно-образовательного направления научно-педагогических сообществ и профессиональных педагогических СМИ).

    5. Организовать в рамках Фестиваля проект «Читки» в направлениях привлечения юного зрителя к чтению классической литературы на площадках библиотек и литературных проб пера и декламации изданных стихов юными авторами на площадках издательств.

    6. Организовать в рамках Фестиваля сопровождение процессов усвоения школьниками программ по литературе средствами театральной педагогики — проведение в рамках уроков или внеурочной деятельности ролевых игр по сюжетам классических произведений приглашёнными специалистами (театральными педагогами).

  3. Социально-просветительская деятельность Фестиваля «Школьная классика»

    1. Награждение школьников, достигших успехов в культурной проектной деятельности, в конкурсах и олимпиадах интеллектуально-развивающего спектра мероприятий билетами на лучшие спектакли сезона.

    2. Приглашение бесплатно посетить спектакль педагогам, сопровождающим группы школьников от 20 человек.

    3. Приглашение на спектакли сезона школьников и их родителей из семей участников СВО, из социально-незащищённых групп населения.